Валерий Владимирович ФОКИН
Валерий Владимирович ФОКИН
Народный артист РФ, режиссер, лауреат Гос. премий России, директор Театрально-культурного Центра им. Вс. Мейерхольда, художественный руководитель Театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского)
По окончании театрального училища им. Б.В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова 15 лет работал режиссером в Московском театре «Современник». В 1985 году Фокин возглавил Московский театр им. М.Н. Ермоловой.
В.В. Фокин внес серьезный вклад в развитие театрального искусства в России и за рубежом, как режиссер и педагог. В 1975-1979 годах он преподавал в ГИТИСе, в 1993-1994 гг. — в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.
С 1988 года Валерий Фокин — председатель Комиссии по творческому наследию В. Э. Мейерхольда, а с 1991 года — художественный руководитель созданного по его инициативе Центра имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ).
В 2000 году Валерий Фокин был удостоен Государственной премии России в области просветительской деятельности — «за сохранение, изучение и развитие творческого наследия Вс. Мейерхольда, создание Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда».
Дважды спектакли, поставленные В. Фокиным, признавались жюри премии лучшими спектаклями театрального сезона:
- «Превращение», театр Сатирикон (сезон 1994/1995 гг.);
- «Еще Ван-Гог…», совместный проект Театра п/р О. Табакова и Творческого центра им. В. Э. Мейерхольда в 1997/1998 гг.
«Привычный театральный язык для Гоголя слишком груб. Наш спектакль — опыт театрального прочтения нескольких фрагментов поэмы “Мертвые души”. Обращаясь к большой литературе, мы стремились избежать литературности. Мы не стали в тысячный раз пересказывать зрителю аферы с покупкой мертвых душ. Мы просто попытались оказаться в ситуации, в которой живут его герои, услышать те звуки, которые слышали они, почувствовать те запахи, что ощущали они, то есть вжиться в их мир».
В. Фокин
«Нумер в гостинице города N» — самый совершенный спектакль Валерия Фокина. Он поставил его почти десять лет назад, и все захлебнулись от восторга. Чудаковатый Чичиков — Авангард Леонтьев — вселялся в крошечную комнатенку, забитую странными старинными вещами, и вдруг пространство вокруг него оживало. Шептали чушь занавески хлопали дверцами шкафы, вкрадчиво поскрипывали половицы. Казалось, что Чичиков попал внутрь своей знаменитой шкатулки, и мертвые души, аккуратно им переписанные, обрели голос, восстали и завели дьявольский хоровод вокруг своего похитителя. Постоянный соавтор Фокина композитор Александр Бакши дал голос вещам, душившим Чичикова, и сочинил дивную симфонию из стуков, скрипов и шелеста. Этот стивенкинговский кошмар моментально сделал Фокина культовым режиссером, обеспечил Авангарду Леонтьеву лучшую роль в его карьере».
В. Никифорова “Weekend”