«Превращение»

«Превращение»

«Превращение»

Спектакль театра «Сатирикон», режиссер В. Фокин

  • 1995 Лучший спектакль
  • Режиссер — народный артист РФ Валерий Фокин.
  • Композитор — Александр Бакши.
  • Художник-сценограф — Вячеслав Колейчук.
  • Художник по костюмам — Анна Колейчук.
  • Режиссер по пластике — Леонид Тимцуник.

В роли Грегора Замзы — народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ Константин Райкин. В остальных ролях: Наталия Вдовина, Марина Иванова, Федор Добронравов, Алексей Якубов, Александр Журман, Виктор Кинах, Сергей Дорогов.

«О «Превращении» Кафки мы думали давно. Поэтика этого произведения оказалась созвучной тому направлению театрального поиска, которым мы занимаемся вот уже несколько лет. Мы могли бы повторить вслед за Кафкой: «Театр сильнее всего воздействует тогда, когда он делает нереальные вещи реальными. Тогда сцена становится перископом, позволяющим заглянуть в действительность изнутри»… Литература стала для наших работ не полем притяжения, а отправной точкой. Для нас, воспитанных в ее почитании, герои классической словесности давно стали чем-то подобным героям мифов. И поэтому мы обращаемся с ними как с мифологическими персонажами, досочиняем ситуации, фантазируем вслед за классиками. Мы не пишем литературных сценариев, инсценировок, а выразительными средствами театра ищем эквивалент образному строю, поэтике избранного автора. Иначе, создаем некое самостоятельное театральное произведение — партитуру звука, света, жеста, пространства, где слово — лишь один из компонентов драматургического целого. Мы стремимся, чтобы прикладные для традиционного театра средства выразительности по степени важности стали в один ряд».

В. Фокин

«Райкин играет Замзу хорошо. Очень хорошо. Так, что лучше сыграть и нельзя. Чушь собачья. Все слова—не о нем, не о том, что делает Райкин на сцене, что делает он со зрителями. Слаба моя речь, чтобы выразить меру его пронзительной, выматывающей и по-настоящему трагической игры… Можно было сделать спектакль, который бы вызывал омерзение, а между тем в спектакле Валерия Фокина и соавтора его последних работ, композитора Александра Бакши, скорее заметно отсутствие натуралистических подробностей, почти целиком оставшихся за границами их «Превращения»».

Г. Заславский, «Независимая газета»