«Варвар и еретик»
- Автор сценической версии и режиссер-постановщик — народный артист СССР Марк Захаров.
- Режиссер-сценограф — народный художник РФ Олег Шейнцис.
- Художник по костюмам — Мария Данилова.
В спектакле заняты:
- Александр Абдулов (Алексей Иванович),
- Александра Захарова (Полина),
- Армен Джигарханян и Олег Янковский (Генерал),
- Инна Чурикова (Антонида Васильевна),
- Леонид Броневой (Потапыч),
- Александр Лазарев-мл. (Маркиз де Грие),
- Александр Збруев (Астлей),
- Мария Миронова (Бланш) и др.
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль театрального сезона 1996/1997 гг. — Инна Чурикова (Антонида Васильевна в спектакле «Варвар и еретик»).
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» за лучшую мужскую роль театрального сезона 1996/1997 гг. — Александр Абдулов (Алексей Иванович в спектакле «Варвар и еретик»).
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» за лучшую сценографию театрального сезона 1996/1997 гг. — Олег Шейнцис (сценография к спектаклю «Варвар и еретик» ).
«В последние годы многие российские театры обращались к Ф.М Достоевскому. Вероятно, не случайно. Как писал мудрый К. Мочульский: «Тургенев, Гончаров и Лев Толстой эпически изображали незыблемый строй русского «космоса», — Достоевский кричал, что этот космос непрочен, что под ним шевелится хаос… Он один говорил о кризисе культуры и о надвигающихся на мир неслыханных катастрофах». В многочисленных инсценировках последних лет сформировалась определенная театральная эстетика, которая вызывает у меня естественное уважение и, вместе с тем, кажется, что в творчестве великого писателя есть мотивы и свойства, оставшиеся за пределами нынешних сценических исканий. Федор Михайлович обладал особым изощренным юмором, убийственным сарказмом, многокрасочным видением человеческого сознания. В его словесности, кроме черного и белого цветов, пылает фантасмагорическое соцветие ослепительных красок. Его фразы дышат полифонией звуков, которые, по моему ощущению, слагаются в причудливые визуальные вихри…».
Марк Захаров
«Большие артисты не могут не уйти от сегодняшних «новых» к «вечным» русским. В этом смысле спектакль Захарова — национальный спектакль. В его мельканье, громе, грохоте у актеров есть свое пространство, чтобы сказать о вечно интересном — о страстях человеческих в «одеждах» русской национальной формы».
«Известия»